04 декабря, 2024
Среда
Главная Аналитика Административное право Административно-правовая защита от насилия в семье

Административно-правовая защита от насилия в семье

Жестокое обращение с детьми — проблема государства и каждой сознательной личности. Проявление проблемы — в тысячах детей, которые не получают образования, не имеют постоянного места жительства, попрошайничают со сверстниками или со взрослыми, принуждаются к тяжелому физическому труду, страдают от избиений и насилия.

За последние 10 лет на 60% увеличилось количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Количество беспризорных детей за последние 8 лет даже по материалам государственной статистики увеличилась на 300%. Система национального усыновления переживает кризис — почти на 40% уменьшилось количество усыновленных детей из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Так, если в 2000г. было 2043 усыновления, то в 2006г. — 1492 усыновления. Семейные формы воспитания, по причине несовершенного механизма их финансирования, развивались крайне медленными темпами. Так, в детских домах семейного типа воспитывается всего 1200 детей, в приемных семьях — 350.

Именно поэтому реализация государственной политики по защите прав детей, прежде всего детей-сирот, является одним из главных направлений деятельности органов исполнительной власти.

Впервые за годы независимости Украины Правительством признано, что сиротство детей и его составляющая — детская беспризорность является проблемой общенационального масштаба. Впервые из Государственного бюджета было выделено 70 млн. гривен для преодоления детской безнадзорности и беспризорности.

Таким образом, чтобы иметь объективную информацию о каждом ребенке, страдающим от насилия, беспомощности, жестокого обращения, Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта был разработан порядок ведения банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской опеки.

В Энциклопедии социальной работы отмечается, что типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы сильного к слабому. Сила может быть физическим или определяться статусом. Жестокое отношение к детям обусловлено как недееспособностью и зависимостью ребенка, его неумением себя защитить, его слабостью, так и позицией сильного, взрослого, который также реализуется на ребенке, отстаивает свою позицию сильного: «Бей своих, чтобы другие боялись».

Защита от насилия в семье

Особым видом насилия является насилие в семье, которое может сочетать признаки всех вышеперечисленных видов насилия. Вместе с тем оно является наиболее опасным, так как имеет пролонгированный характер, потому что человек переживает насилие со стороны того, кто по семейным или семейному положению должен был бы защищать, поддерживать, а не обижать его. Особенно опасен такой вид насилия в отношении ребенка, поскольку значительно деформирует личность ребенка и формирует озлобление к окружающим, становится причиной самоубийств (суицидов).

Можно выделить те категории детей, которые зачастую становятся жертвами жестокого обращения, и в том числе насилия. Это:

  • Дети, которые воспитываются в условиях жестоких взаимоотношений в семье, враждебно воспринимают мир и сами готовы проявлять насилие к людям слабее себя;
  • Дети, которые воспитываются в условиях безнадзорности;
  • Дети, находящиеся в состоянии бродяжничества;
  • Дети с психическими аномалиями, не способные адекватно оценить опасность ситуации;
  • Недоношенные дети или с малым весом при рождении (поскольку такие дети более раздражительны, плаксивы, менее привлекательны).

Жестокое отношение к ребенку — это составная часть жестокого обращения, оно является более широким понятием чем насилие, оно включает аспект нарушения прав ребенка. Обычно жестокое отношение к детям увеличивается в ситуациях алкоголизма, наркотизации родителей. В семье субъектом жестокого обращения может быть любой член семьи, о чем свидетельствует изучение конкретных историй пострадавших от насилия: мать — отец; отчим — мачеха, дедушка — бабушка; сестра-брат.

Насилие и жестокое обращение с детьми в школе со стороны воспитателей, учителей выражается в следующем: унижение, постановке в угол, раздевание ребенка перед другими как способ наказания, напоминания при классном коллективе о недостатках ребенка, повышение тона, крике, поднятия руки.
Сознательно ориентируясь на добро, сторонник насилия исходит из убеждения, что моральная двойственность является принципом неустранимых основ бытия человека, а потому он не выделяет себя из того зла, против которого ведет борьбу, и не отличает оппонента от того добра, во имя которого борьба ведется.

Антиподом насилия и жестокого обращения является толерантность. Она необходима для общения, сосуществования, является основой формирования культуры в семье. Основой толерантности является принятие человека (ребенка) такой какой она есть. Когда спросишь родителей, каким бы они хотели видеть своего ребенка? Они отвечают: здоровым, умным. Ребенок должен быть в семье счастливым. Семья должна быть колыбелью демократии, а не колыбелью насилия.