Борьба против транснациональной преступности |
Международное уголовное право как система международных правовых стандартов в борьбе против транснациональной преступности. Международные правовые нормы появляются в результате интересов государств и воспринимаются в качестве международных стандартов против проблем в международных отношениях. Координационная функция международного права направлена на соответствие законодательств государств, единообразия политики государств в международных отношениях. В настоящее время к проблемам, которые уже не являются проблемами одного государства при посредстве именно международного права сформирован общий межгосударственный подход и значительно много сделано в деле разрешения этих проблем. Задача взаимосвязи и проведения единой политики государств выраженной в координации регулировании и ряда других функций международного права крайне актуальна в борьбе против международной преступности и её проявлений. Такие преступления как, терроризм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оборот порнографических материалов не является проблемой лишь одного государства или региона, она приобрела характер проблемы всего человечества. Как пишет Костенко Н.И., «Зло в виде международного терроризма является крайне роковой современной действительностью. События происшедшие 11 сентября 2001 в США поставили мировое сообщество перед совершенно новой, невиданной угрозой миру и безопасности. События в США показали, что терроризм является самой опасной угрозой человечества и доказывает о необходимости объединения всех государств против этого опасного явления». Эффективность международного уголовного права, как и всякого института международного права определяется не только регулированием действий государств и других субъектов международного права, оно должно найти свое отражение и во внутригосударственном законодательстве. В борьбе против различных проявлений международной преступности совместно с юридическим регулированием действий государств в международных отношениях возрастает значение унификации национальных законодательств. Именно в процессе унификации законодательств на первый план выступает крайне важный принцип международного уголовного права, такой как принцип неотвратимости, неизбежности наказания, чем обеспечивается ответственность лица совершившего всякое международное правонарушение. Необходимо отметить, что с отношением между нормами международного и национального уголовного права поддерживается и решается в качестве действий производимых в соответствии ко всем институтам международного права, например, как показывает практика государств, нормы международного уголовного права подразделяются и вступают в действие при трёх различных условиях. При первом методе, международные правовые нормы становятся составной частью правовой системы государства только после ратификации международных договоров и соглашений, второй начинает применяться после ратификации и издания их в печати и, наконец, третий вступает в действие после ратификации международного договора и принятия соответствующего правового документа национальным законодательством. Последний метод в международном законодательстве именуются термином «трансформация». международное и национальное уголовное право оказывают взаимное влияние. Влияние международного уголовного права на национальное уголовное право выражается в дополнении национального уголовного права на основе деяний предусмотренных международным уголовным правом. Так, признание некоего деяния в международно-правовых документах в качестве преступления, создаёт своеобразную правовую основу для признания данного деяния как преступление национальным уголовным законодательством. Так, комплекс действий признанных преступлением в Конвенции 1948 года «О предупреждении геноцида и об ответственности за это преступление» был в этом виде юридически закреплён в законодательствах государств и занял свое место в разделе преступлений против мира и международной безопасности уголовных кодексов. В свою очередь и национальное уголовное законодательство оказывает влияние на содержание международного уголовного права. Так, по утверждению В.И. Степаненко проводившего глубокие исследования этих проблем влияние национального уголовного права на международное уголовное право даёт возможность определения признаков состава преступления, определения меры вины и назначения наказания, определения границ уголовной юрисдикции. Хотя, в настоящее время и признается верховенство принципа международного права, немалая роль в развитии международного уголовного права принадлежит национальному уголовному праву. Эти обстоятельства признаны и отмечены международными правоведами. Так, на научно-практической конференции проводившейся на тему «Роль уголовного закона в сохранении мира и международной безопасности» её участниками признана важность роли уголовного закона и предложено международные правонарушения, предусмотренные в международном праве в уголовных кодексах разделить на международные преступления и преступления международного характера. Роль национальных законов в развитии международного уголовного права выражается тогда, когда государственные деятели, обсуждая проект международного договора по борьбе против некоторых видов международных преступлений, исходят из понятий и правовых положений национального законодательства, в том числе уголовного кодекса. Национальные суды, применяя нормы международного уголовного права, в обязательном порядке будут применять нормы национального законодательства соответствующие международной правовой норме. В большинстве случаев национальное законодательство является дополнительным средством для более точного толкования содержания международной правовой нормы. В деле борьбы против международного терроризма вековой проблемой является задача определения единого понятия этого явления зла. Из-за отсутствия единого мнения различных политических сил на мировой арене в плане определения понятия терроризма и его вида, который приобрёл международный масштаб, не даёт возможности описания и характеристики международного терроризма, что является крайне необходимой мерой против терроризма. В этом плане мнение Г.И. Морозова, что «Разработка в межгосударственном масштабе единого общего определения терроризма является задачей зависящей от ряда объективных и субъективных факторов». Если к объективным факторам отнести различное со стороны большинства государств понимание национальной безопасности, различного восприятия ими понятий терроризма и его видов, субъективными являются, нежелание некоторых государств принятия радикальных мер, которые стали бы окончательной преградой терроризму и его скрытым связям«, крайне уместно и обоснованно. В настоящее время, в сфере международного уголовного права сформировалась теория и практика преступлений международного характера, данные преступные деяния стали касаться интересов и положений нескольких или даже почти всех государств, в результате чего возникает международная общественная опасность. Поэтому такие явления, на основании межгосударственных договоров, признаются преступлениями международного характера и в многосторонних Конвенциях им даётся соответствующая международная правовая оценка. Из международных Конвенций, регулирующих преступления международного характера, можно указать следующие:
Конвенция 1970 года (вступила в силу с 1977 года) «О предупреждении преступлений против лиц находящихся под международной защитой, в том числе дипломатических агентов и о наказании преступников»; Гаагская Конвенция 1970 года «О борьбе против незаконного завладения воздушными судами»; Монреальская Конвенция 1971 года «Об обеспечении безопасности гражданского воздушного флота»; Конвенция 1958 года «О предупреждении пиратства в морях и океанах»; Конвенция 1958 года «О недопустимости загрязнения морей вредными отходами»; Конвенция 1982 года «Об открытом море»; Конвенция 1972 года «О предупреждении загрязнения морей отходами и другими ядовитыми веществами»; Конвенция (открыта для подписания 3 марта 1980 года) «О незаконном завладении ядерными материалами и их использовании»; Конвенция 1961 года «О незаконных операциях с веществами вызывающими наркотические и психические болезни»; решение 1972 года О внесении изменений в Конвенцию 1961 года, Конвенция 1971 года «О психотропных веществах»; Конвенция 1929 года «О борьбе с подделкой денежных знаков»; Конвенция 1929 года «О рабстве и других формах работорговли» с внесением в неё в 1953 году изменений и дополнений; Дополнительная Конвенция 1958 года «Об отмене рабства, работорговли и других схожих институтов и обычаев»; Конвенция 1950 года «О борьбе против торговли людьми и использования проституции со стороны третьих лиц». В данных конвенциях обычно описываются правила о международной опасности международных преступлений, о возникновении серьезной опасности из-за этих преступлений, в строительстве нормальных международных отношений, о причинении вреда общечеловеческим интересам и ценностям. Большое значение имеет нормативное описание состава преступления так, как это описание будет являться своеобразным стандартом и в договорах между государствами лишь упоминаются наказания за правонарушения, а в Конвенции о предупреждении загрязнения моря отходами и другими материалами, за такие действия предусматривается применение мер наказания. Своеобразно описание Конвенции о веществах вызывающих психические болезни и единой Конвенции о наркотических средствах: здесь более конкретизируется ответственность и за серьёзные преступления предусмотрены нормы наказания или в виде тюремного заключения или в виде других средств лишения свободы. В тоже время приведённые выше Конвенции являются общими многосторонними договорами. Однако, некоторые государства не участвуют в этих Конвенциях. Естественно, это оказывает отрицательное влияние на применение этих документов в реальности, понижает их эффективность. В заключении можно отметить, что международное уголовное право выполняет задачу по координации законодательств государств в борьбе против транснациональной преступности. В этих целях, в сфере международного уголовного права разработан ряд международных Конвенций, в них кроме задач оказания взаимной правовой помощи между государствами нашли свое отражение, являющиеся обязательными для присоединившихся к Конвенции государств, понятие международного правонарушения и их классификация. Но, в настоящее время нельзя сказать, что процессы унификации законодательств государств на основе международного уголовного права протекают очень гладко. Целый ряд нерешённых проблем стоит перед отраслью межгосударственного сотрудничества, и очень жаль, что эти проблемы связаны самой опасной угрозой XXI века — с международным терроризмом. И как отмечено учеными, если со стороны человечества не будет принят комплекс мер в деле разрешения этой проблемы, не исключена возможность исчезновения всего человечества. В этом смысле перед отраслью международного уголовного права, координирующей законодательства государств в борьбе против преступности, в первую очередь ставится, являющаяся актуальной, задача единения волеизъявления государств по пресечению и искоренению терроризма. |