04 декабря, 2024
Среда

Борьба против международных преступлений

Сотрудничество государств в борьбе против преступлений международного характера.

Преступления международного характера являются одним из видов международного правонарушения, и отличие их от международных преступлений в том, что они противоречат интересам двух или более государств. Организация сотрудничества государств в плане борьбы с ними, имея своеобразные особенности, в большинстве случаев осуществляется на основании соответствующих Конвенций. При их международно-правовом определении также используются конвенционные механизмы. В качестве примера, первоначальным международно-правовым документом, составленным в плане борьбы против легализации незаконных доходов считается Конвенция ООН от 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ . В этой Конвенции положения легализации доходов полученных в результате незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ признано «преступлением» и дано их определение. Так, на основании статьи 3 данной Конвенции нижеследующие действия должны были быть признаны наказуемым преступлением: «... В (I) в результате совершения действий признанных правонарушениями в части „а“ этого пункта или в результате участия в них, сокрытия незаконного источника накопленной собственности или в целях оказания помощи участвовавшему в совершении правонарушения или правонарушений лица, преследуя целью создания возможности избежание ответственности, перевод такой собственности или конверсия;

(II) в случае явности накопления данной собственности в результате совершения правонарушения или правонарушений или принятия участия в предусмотренных частью „а“ настоящего пункта правонарушениях, сокрытия сведений относительно прав, истинной характеристики, источника расположения, перевода, принадлежности этой собственности;

с) учитывая основные принципы правовой системы и конституциональные требования: в случае явности накопления собственности в результате совершения правонарушения или правонарушений предусмотренных в части „а“ настоящего пункта использование этой собственности, владение ею или её приобретение (скупка);

(IV) участие в процессе сговора с целью совершения правонарушения или правонарушений, иметь к нему отношение или принимать участие, покушение на совершение правонарушения или правонарушений, а также пособничество, посредничество, предоставление консультаций и советов по их совершению».

На основании пункта 1 5-ой статьи настоящей Конвенции «каждая из сторон:

а) принимает необходимые меры по конфискации доходов или собственности равноценной доходам полученных в результате совершения деяния признанных правонарушениями согласно пункта 1 3-ей статьи».

Раз легализация незаконных доходов, в том числе, доходов полученных в результате незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеет характер международного правонарушения, то очень важно создание механизма оказания взаимной правовой помощи государствам.

Согласно Конвенции «Производящая запрос Сторона или самостоятельно запрашивающая Сторона при оказании правовой помощи государству для конфискации расположенных на его территории средств и материалов, доходов подлежащих конфискации, согласно решения выявляет доходы, полученные от преступной деятельности и обязано, принять меры относительно них с наложением ареста» (части «а» и «б», пункта 4 статьи 5 Конвенции).

Выигрышная сторона каждого правового документа в установлении международных отношений то, что он, в своём направлении, формируя единый подход в национальном законодательстве государств-членов, обеспечивает проведение единой политики относительно известного ?про?блемного? явления на между??народной арене.

По этому и в Конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ вместе с перечислением норм международного сотрудничества, определение терминов, имеющих одинаковое значение, является мерой направленной на унификацию национальных законодательств государств.

В этой Конвенции в плане борьбы против легализации незаконных доходов тоже были упомянуты некоторые термины, например, согласно статьи 1 этого документа:

" ... р) В результате совершения деяния, признанного правонарушением согласно пункту 1 статьи 3 всякая, при посредстве или непосредственно накопленная, собственность — «Доходы»,

q) «Собственность» — всякие осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, материального или нематериального характера всякие активы, а также участия в них или юридические документы удостоверяющие право владения ими;

е) «приостановление действия» или «наложение ареста» — согласно постановлению суда или уполномоченного органа временное приостановление перевода (перемещения) собственности, проведения, размещения, конверсии или временное наложение ареста или имущественное контролирование;

f) «Конфискация» — на основании решения суда или другого уполномоченного органа при соответствующих положениях включает в себя изъятие собственности, или полное его лишение«.

Также, по определению 6 статьи открытой для подписания 8 ноября 1990 года, Европейской Конвенции «О конфискации, изъятии, выявлении, и разглашении доходов полученных в результате незаконной деятельности» нижеследующее воспринимается как отмывание незаконных доходов:

а) В случае явности, что конверсия или конкретные материальные ценности нажиты в результате преступления, в целях сокрытия незаконных источников этих материальных ценностей или создания условий для избегания юридических последствий за свои действия лицу, причастному к совершению основных правонарушений, перевод материальных ценностей конкретным лицом (лицами).

б) В случае выявления, что материальные ценности нажиты в результате совершения преступления, сокрытие источника, движения, истинной принадлежности материальных ценностей или относительного этого дача неточных сведений;

в) В случае выяснения, что материальные ценности были нажиты в результате преступных действий, приобретение (скупка), владение или использование материальных ценностей.

Продолжая традиции Конвенции ООН от 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ настоящая Конвенция закрепила вопросы, касающиеся правовой взаимопомощи, вопросы, касающиеся обеспечения мер конфискации, требования о запрещении отказов в предоставлении правовой помощи, мотивируя это банковскими секретами.

Например, значение Конвенции 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в том, что в ней было закреплено несколько составов преступлений, касательно незаконного обращения наркотиков, такие, как:

  1. Изготовление, перевод или распространение материалов и средств, организация, руководство наркопреступлениями или оказание финансовой помощи;
  2. Попытка перевода кому-либо личной собственности, нажитой на основе нарушения законности, предусмотренной настоящей Конвенцией или создании условий избегания ответственности лицу, совершившему такого вида правонарушение;
  3. Сокрытие истинного источника собственности нажитой в результате участия в наркопреступлении;
  4. Приобретение, владение личной собственностью, если при начале распоряжения им было известно, что она нажита в результате наркопреступления или в результате участия в таком деянии;
  5. Открытое склонение к совершению наркопреступления, при посредстве или непосредственное участие в этом деле, предоставление консультаций для осуществления этого правонарушения, попытка совершения наркопреступления.

В настоящее время общей проблемой, при определениях преступлений международного характера является то, что до сих пор не разработано, не раскрыто единое понятие международного терроризма. Как определяет А.Н. Трайнин «состав именно этого преступления, то есть терроризма — центральная проблема повышаемой активности относительно унификации процессов в сфере уголовного законодательства развитых государств» .

Сущность, понятие терроризма до того сложно, что до сих пор не представляется возможным международно-правовое закрепление международным сообществом единого определения терроризма. Различный подход по данной проблеме среди государств, а также отмечая просто, в виде декларации, что терроризм является проблемой общечеловеческого, мирового значения, в результате не принятия необходимых мер привёл к тому, что борьба против международного терроризма не систематизирована и ведется в разрозненном виде. Действительно «разработка на международном уровне общего, единого определения терроризма является задачей зависящей от ряда объективных и субъективных факторов. Если к объективным факторам отнести различное понимание большинством государств национальной безопасности, существование различий в представлениях о терроризме и его видах, то нежелание принятия некоторыми государствами строгих мер, которые стали бы преградой терроризму и его тайным связям являются субъективными факторами».

Важная особенность в деле организации сотрудничества государств в борьбе против преступлений международного характера, существование специального органа координирующего эту борьбу. Например, к настоящему времени, на уровне ООН был принят ряд универсальных документов в плане борьбы против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществляет свою деятельность институциональная система созданная из нижеследующих структур:

  1. Комиссия по наркотическим средствам.
  2. Международный комитет по контролю над наркотическими средствами.
  3. Программа ООН по установлению международного контроля над наркотическими средствами.

Комитет по наркотическим средствам.

Перед комиссией поставлены следующие задачи:

  1. Наблюдает за осуществлением международно-правовых документов относительно наркотических средств, оказания помощи экономическому и социальному советам в анализе положения и контроля над наркотическими средствами в мире;
  2. Даёт рекомендации по усилению международного контроля;
  3. Стимулирует научные исследования по наркотизму и организует обмен надлежащих сведений между государствами;
  4. В качестве правопреемника консультативного комитета Лиги Наций наблюдает за безопасностью транзитного перевода высших и других основных наркотиков;
  5. Составляет проект международно-правовых документов по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  6. Рассматривает всякие изменения необходимые международному механизму контроля над наркотическими средствами;
  7. Определяет стратегию программы контроля наркотиков в сфере ООН, контролирует её деятельность;
  8. Согласно решениям экономического и социального советов, может выполнять и другие задачи.

Создания международно-правовых документов по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также рекомендации по взаимообмену научно-исследовательских программ и сведениям играет большую роль в деятельности Комиссии.

Эти рекомендации состоят из: создания государствам, где выращивание растений содержащих в себе наркотические и психотропные вещества приобрело массовый и постоянный характер, возможностей использования передовых технологий разведки для обнаружения площадей занятых под этими растениями, а также создания дехканам этих стран условий для занятия сельскохозяйственной деятельностью, не запрещённой действующими законами; в целях создания справедливого международного порядка в мире, оказания помощи в стабилизации экономики государствам «третьего мира», развития обычных экспортных отраслей промышленности и сельского хозяйства, из обращения внимания в первую очередь программам, направленным на профилактику и лечение наркомании.