04 декабря, 2024
Среда
Главная Правовая информация Образование Требования к качеству образования и государственные стандарты

Требования к качеству образования и государственные стандарты

Современное содержание образования — многокомпонентное. Оно включает не только знания, но и способы практической деятельности, творческий опыт, ценностные ориентации личности.

В нынешних условиях, чтобы гуманно и эффективно научить ребенка, помочь ему приобрести знания, умения и навыки самих усилий педагогов недостаточно, нужна техническая и технологическая обеспеченность учебного процесса. Поскольку глобализация, переход к научно-информационным технологиям, формирования общества знаний существенно меняют суть образования, в том числе представление о его качестве.

В частности, многие в нашей стране все еще отождествляют качество образования с суммой знаний, усвоенных ребенком. Но в современном мире, где знания, технологии обновляются быстрее, чем жизнь одного поколения людей, и сам учебный процесс направлен не только на усвоение базовых знаний, но и на приобретение в учащихся, потребности, умений и навыков самостоятельно усваивать новые знания и информацию в течение всей жизни, и эффективно использовать их на практике. Только при таком подходе к учебному процессу можно обеспечить конкурентоспособность специалиста на протяжении всей жизни.

Кроме того, человек XXI века в силу связей глобализационного характера находится в значительно более сложном социальном, профессиональной среде и в более противоречивом социуме. Поэтому образование должно подготовить его к формированию таких черт, как терпимость, восприятие других культур, религий, ценностей, умения общаться с их носителями. Ведь человечество становится не только все более глобализированным, но и цельным. А в свою очередь все это требует усиления языковой подготовки, знания, кроме государственного, родного языка, еще хотя бы одного-двух самых распространенных в мире языков. Это необходимо также для эффективного и динамичного освоения всего нового в науке, технике, технологиях, которые рождаются в разных странах.

Важным является и такой критерий качества образования, как степень ее адекватности природным способностям каждого человека, личностно-ориентированный характер образования. Изначальной целью и мечтой педагогики является максимальное приближение образования и воспитания к раскрытию природных способностей каждого человека. Поэтому важно сделать образование максимально разнообразным, демократичным и личностно-ориентированным. Речь идет о таком важном личностном аспекте качества образования: насколько в результате обучения ребенок становится самостоятельным и самодостаточным. Формирование такой личности является обязательной предпосылкой демократичности любого общества и успешности современной экономики, требующей человека ответственного и активного.

Повышение качества образования требует привлечения к учебному процессу не только таких качественных, традиционных компонентов, как учебники, но и новых современных средств и методов познания, связанных с современными техническими возможностями. Например, компьютеры, которые, с одной стороны, дают возможность включить дополнительные познавательные способности ребенка, а, с другой — уже на раннем этапе вводят его в инфраструктуру, привычную для его дальнейшей взрослой жизни.

В XXI веке человек живет и действует в условиях постоянных изменений. И этот динамизм, и эта изменчивость в различных сферах современной жизни становится неотъемлемой чертой бытия человека. Задача же образования состоит в том, чтобы подготовить человека к продуцированию и восприятию перемен, до готовности вовремя отказаться от старого опыта и норм поведения. И это также является важной составляющей современного компонента качества образования.

Следовательно, понятие «качество образования» становится все более системным, многогранным и реальным.

Государственные стандарты образования устанавливают требования к качеству образования, объему и уровню образовательной и профессиональной подготовки в Украине. Они являются основой оценки образовательного и образовательно-квалификационного уровня граждан независимо от форм получения образования. Государственные стандарты образования разрабатываются отдельно по каждому образовательному и образовательно-квалификационному уровню и утверждаются Кабинетом Министров Украины. Они подлежат пересмотру и переутверждению не реже одного раза в 10 лет. Соответствие образовательных услуг государственным стандартам и требованиям определяется учредителем учебного заведения, Министерством образования и науки Украины, Министерством образования и науки Автономной Республики Крым, министерствами и ведомствами, которым подчинены учебные заведения, местными органами управления образования путем лицензирования, инспектирования, аттестации и аккредитации учебных заведений в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

По результатам лицензирования Министерство образования и науки Украины, Министерство образования и науки Автономной Республики Крым, местные органы управления образования в пределах своих полномочий оказывают учебным заведениям независимо от форм собственности лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с государственными требованиями с установлением по определенным образовательным или образовательно-квалификационным уровням объемов подготовки, соответствующих кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению, вносят их в государственный реестр учебных заведений. Невыполнение или грубое нарушение учебным заведением условий и правил лицензионной деятельности, представления и распространения недостоверной информации по ее осуществлению является основанием для приостановления действия или аннулирования лицензии.

По результатам аккредитации высших учебных заведений, заведений последипломного образования Министерство образования и науки Украины совместно с министерствами и ведомствами, которым подчинены учебные заведения:

Определяет соответствие образовательных услуг государственным стандартам определенного образовательно-квалификационного уровня по направлениям (специальностям), предоставляет право выдачи документа об образовании государственного образца;

  • Устанавливает уровень аккредитации учебного заведения;
  • Предоставляет определенную автономию учебного заведения в соответствии с полученным статусом;
  • Информирует общественность о качестве образовательной и научной деятельности высших учебных заведений;
  • Решает в установленном порядке вопрос о реорганизации высшего учебного заведения с присвоением соответствующего статуса или его ликвидации.

По результатам аттестации дошкольных, средних, внешкольных и профессионально-технических учебных заведений Министерство образования и науки Украины, Министерство образования и науки Автономной Республики Крым, местные органы управления образования в пределах своих полномочий:

  • Определяют соответствие образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями, государственным стандартам определенного образовательного и образовательно-квалификационного уровня;
  • Принимают решение о создании специализированных учебных заведений: школ, коллегиумов, лицеев, гимназий и т.п.;
  • Вносят предложения Министерству образования и науки Украины о предоставлении соответствующего статуса профессионально-техническим учебным заведениям;
  • Принимают решения о создании, реорганизации или ликвидации учебных заведений.

За особые достижения в работе учебного заведения Президентом Украины может быть предоставлен статус национального учебного заведения.

Система образования включает:

  • Дошкольное образование;
  • Общее среднее образование;
  • Внешкольное образование;
  • Профессионально-техническое образование;
  • Высшее образование;
  • Последипломное образование;
  • Аспирантуру;
  • Докторантуру;
  • Самообразование.
 

Комментарии 

 
0 # Людмила 2012-08-02 20:39 Нужны уточнения. Стандарты качества образования в нашей стране существуют или нет. Ответить | Ответить с цитатой |