07 июля, 2022
Четверг
Главная Аналитика Гражданское право Правовая характеристика работодателя как субъекта трудовых отношений

Правовая характеристика работодателя как субъекта трудовых отношений

На сегодня, в переходный период в трудовом законодательстве применяется понятие — «работодатель». Появление вышеуказанной дефиниции связанного с принятием Закона Украины «О профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности» от 15.09.1991 г.

Закон дает такое определение работодателя: работодатель — собственник предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности или уполномоченный им орган или физическое лицо, использующие наемный труд. Однако указанное определение дает нечеткую и далеко неполную характеристику работодателя как субъекта трудового права. Данная характеристика работодателя предполагает решение следующих вопросов: раскрыть понятие работодателя и его виды; рассмотреть правовой статус работодателя; проанализировать содержание и границы трудовой правосубъектности работодателя.

Как отмечалось выше, к настоящему времени и в советской трудовом законодательстве, и в учебной литературе по трудовому праву работодатель заменялся понятием предприятия, организации, учреждения. Это объясняется тем обстоятельством, что социалистический способ производства имел, как правило, единственного работодателя — государственные предприятия, организации, которые действовали на базе государственной собственности. В связи этим, не случайно Н. Г. Александров в качестве субъекта трудовых правоотношений рассматривал именно государственные предприятия, организации. Вместе с тем их статус он связывал с понятием юридического лица. Иными словами, только юридические лица владели трудовой правосубъектностью. Позже в литературе по трудовому праву почти всеми трудовиками признавалось, что социалистические предприятия как субъекты трудового права должны наделяться государством особым свойством — трудовой правосубъектностью. Вместе с тем они подчеркивали, что трудовая правосубъектность предприятий, учреждений, организаций, не отождествляется с гражданской правосубъектностью, хотя их связь является очевидной. Это расхождение проводилось по двум критериям, во-первых, как участников трудового правоотношения и, во-вторых, по содержанию трудовой и гражданской правосубъектности предприятия.

Что касалось участников трудового правоотношения, то не вызывало сомнений, что любое юридическое лицо имеет трудовую правосубъектность. Вместе с тем, получило достаточное обоснование трудовая правосубъектность структурных единиц, что входили в состав производственных объединений. Структурные единицы, хотя и не были юридическими лицами, но наделялись трудовой правосубъектностью, то есть имели право прием и и увольнения работников с работы. Второй критерий, характеризующий предприятия как субъекта трудового права, связан с разграничением содержания их трудовой и гражданской правосубъектности. Отметим, что признаки трудовой правосубъектности не могут быть тождественны признакам гражданской правосубъектности. Гражданская правосубъектность необходима для самостоятельного участия в гражданском обороте. Признаки же трудовой правосубъектности, «характеризуют организацию как субъект права, участвует в общественных отношениях, которые складываются в первую очередь внутри данной организации» .

Как следует из ранее упомянутого Закона Украины «О профсоюзах, и Правах и гарантиях их деятельности», термин «работодатель» ассоциируется с организациями, наделенными правами юридического лица. Данная позиция законодателя получила развернутую аргументацию некоторых ученых, проанализировав теоретические концепции юридического лица, отмечают, что филиалы и представительства юридического лица не имеют никаких признаков самостоятельной правосубъектности. Отсюда сделан однозначный вывод, что трудовой правосубьектностью наделены только те организации, которые имеют права юридического лица. Отметим, что филиалы и представительства не признаются юридическими лицами и не обладают самостоятельной гражданской правосубъектностью, но это отнюдь не свидетельствует о том, что они лишены трудовой правосубъектности. Ставить знак равенства между цивильной и трудовой правосубъектностью, невозможно. Они, на наш взгляд, согласно действующему законодательству, могут иметь трудовую правосубъектность как в отношениях с отдельным работником, так и работниками филиалов, представительств, то есть быть субъектом индивидуальных и коллективных трудовых правоотношений. Кроме того, сам законодатель в Законе Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 признает возможность заключения самостоятельного коллективного договора с работниками структурных подразделений. В отличие от трудовой правосубъектности работодателя (юридического лица), трудовая правосубъектность филиала и представительства носит производный характер, так как зависит от воли работодателя (юридического лица). Считаем, что в данном случае речь должна идти про особый вид трудовой правосубъектности — представительной.

По действующему законодательству трудовой правосубъектностью наделены также религиозные организации. А они, как известно, не обязательно наделены правами юридического лица.Например, согласно Закону Украины «Об объединениях граждан» от 16.06.1992 г. объединения граждан могут быть зарегистрированы и иметь права юридического лица или функционировать без государственной регистрации и не иметь прав юридического лица. Последние, не могут участвовать в гражданском обороте, вместе с тем, по нашему мнению, они могут иметь штат наемных работников для осуществления своей деятельности.

Похожая ситуация складывается и с государственными органами власти и местного самоуправления. Государственные органы не всегда ассоциируются с юридическими лицами, но они осуществляют управление работой, имеют право найма работников, т.е. они являются правосубьектными. Государство же очерчивает компетенцию органов государственной власти и управления в соответствующих нормативных актах, определяющих статус соответствующих государственных органов. В рамках этой компетенции органы государственной власти и местного самоуправления от имени государства осуществляют права и обязанности в сфере публичной власти. В частноправовой сфере и эти органы наделены трудовой правосубъектностью и действуют от своего имени, а не от имени государства в целом. Так, Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. распространяет на государственных служащих действие КЗоТ Украины, с особенностями, предусмотренными данным законом. Закон Украины «О прокуратуре Украины» от 15.11.1991 г. особо подчеркивает, что трудовые отношения прокурорских работников регулируются законодательством Украины о труде и другими специальными актами.

Следовательно, можно сделать вывод, что предприятия, учреждения, организации как субъекты трудового права выступают в роли работодателей, если они наделены трудовой правосубъектностью.

Говоря о правовом статусе органов работодателя (уполномоченный им орган), необходимо, по нашему мнению, в трудовом законодательстве определить правовой статус органа работодателя, под которым следует понимать руководителя (единоличного или коллегиального органа), представляющий интересы работодателя без специальных на то полномочий в соответствии с уставными документов или иными нормативными актами. Представителем работодателя может быть как его орган, так и другое уполномоченное на то работодателем лицо.

Теперь перейдем к вопросу о содержании и границах трудовой правосубъектности работодателя. Раскрывая данный вопрос, необходимо подчеркнуть, что содержание и границы трудовой правосубъектности работодателя развивались от конкретного набора критериев, таких как: хозяйственный план предприятия, фонд заработной платы, штатное расписание, лимита по труду и прочих атрибутах централизованного регулирования экономикой, к обобщающим критериям. При разработке таких обобщающих критериев трудовой правосубъектности в теории трудового права был определенный разумный и рациональный подход, ценность которого очевидна и сегодня. Согласно ему трудовая правосубъектность предприятия, учреждения, организации должна быть согласована с трудовой правосубъектностью граждан. При этом объем трудовой правосубъектности предприятий не мог быть меньше того комплекса прав и обязанностей, который обеспечил бы гражданам возможность реализовать их право на труд, их трудовую правоспособность. Отсюда следует вывод: признавая то или иное предприятие субъектом трудового права, государство, как минимум, наделяет его правами, необходимыми для того, чтобы оно могло выступать как субъект трудового правоотношения.

В связи с этим в литературе по трудовому праву в содержание трудовой правосубъектности включают: право формирования коллектива работников, самостоятельного приема и увольнения с работы, а также управления трудом (организационный признак), право иметь фонд оплаты труда и им распоряжаться (имущественный признак).

И последний вопрос, который необходимо рассмотреть — это момент возникновения и прекращения трудовой правосубъектности работодателя. В современных учебниках трудового права, момент возникновения трудовой правосубъектности, как правило, сводят к моменту государственной регистрации. Вместе с тем, сама по себе государственная регистрация юридических лиц определяет их правосубъектность в гражданском обороте. Гражданская правосубъектность является условием, предпосылкой для возникновения трудовой правосубъектности работодателя. Последнее, на наш взгляд, возникает с момента официальной регистрации работодателя в качестве плательщика обязательных страховых взносов за наемных работников во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости и Фонд обязательного медицинского страхования).

Работодатель — это юридическая конструкция, «фикция», обозначающая субъекта трудового правоотношения и наделяющаяся определенными признаками. Признаки работодателя — это такие органически присущие ему свойства, необходимые и одновременно достаточные для того, чтобы лицо (организация, физическое лицо) могло признаваться субъектом трудового права — работодателем. К таким мы относим два признака. Во-первых, использование наемного труда на основании трудового договора. Этот признак охватывает и организационный, и имущественный критерий трудовой правосубъектности работодателя. И, во-вторых, формальным признаком, свойственным работодателю, является его регистрация в качестве плательщика обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды. Итак, под работодателем следует понимать предприятия, учреждения, организации и физические лица, использующие наемный труд на основании трудового договора и зарегистрированных в качестве плательщиков обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.