07 июля, 2022
Четверг
Главная Аналитика История государства и права Догосударственное судопроизводство восточных славян

Догосударственное судопроизводство восточных славян

Совершенствование и развитие современного украинского законодательства должны основываться на прочных национальных традициях правообразования. Процесс формирования украинского права в действительности не начался в 1991 г., когда была провозглашена независимость Украины, а длился веками и даже тысячелетиями, начавшись еще в догосударственную эпоху, когда этническую украинскую территорию населяли племена восточных славян. Изучение этого аспекта истории украинского права должно способствовать осознанию фундаментальных основ, на которых формируется право в современности.

Славяне были автохтонным населением Восточной Европы. Первые письменные упоминания о славянах, которых называли венедами, относятся к началу I тысячелетия н. э венедское единство праславян разрушило вторжения во II — III ст. Балтии германского племени готов, вследствие чего они были разделены на две части — западную (склавины) и восточную (анты). Именно антов большинство исследователей считают предками украинцев. Основой общественного строя восточных славян была родовая община.

В догосударственный период вместе с родовой общиной стали возникать первые социальные нормы, которые регулировали тогдашние общественные отношения. Первые социальные нормы появились в форме запретов (табу) и разрешений. В форме табу люди пытались ограничить, зафиксировать и нейтрализовать источники зла, одновременно защищая себя от них. К важнейшим табу принадлежали: запрещение инцеста (кровосмешения); запрет убивать родственника; запрет оставлять без помощи (убивать) слабых и нетрудоспособных — престарелых, детей, инвалидов. Родственные отношения — это первые общественные отношения, возникшие естественным и закреплены культурным путем. В целях обеспечения неукоснительного соблюдения запретов использовались различные средства: карательные меры (самым тяжелым из них было изгнание из общины) религиозная идеологизация, меры поощрения; практика временной отмены запретов.

При отсутствии письменности и возможности генетической передачи социального опыта сохранить его можно было только в форме обычаев и традиций. Обычаи и традиции были святыми, a их нарушение считалось тяжелым преступлением. Право, основанное на обычае, называется обычным правом. Точно датировать его происхождение невозможно, так как в первобытном обществе существовал синкретизм (неделимость всех сфер человеческой деятельности: религии, морали, обычаев, политики). Право было неотделимо и содержалось в них. Обычное право догосударственного периода не является правом в традиционном смысле слова, но именно благодаря ему состоялась эволюция родового общества и формирования государства.

Судебные органы и судебные разбирательства формировались в эпоху додержавности в связи с необходимостью обеспечения правовых обычаев. Власть старейшин-правителей родовых общин была очень широкой и включала в себя судебные функции. Так возникли общинные суды на украинских землях, т.е. в форме судебных полномочий правителей родовых общин. На заседаниях общины судов присутствовал весь род, что свидетельствует об общественном характере догосударственного судопроизводства, сохранившегося на протяжении многих веков на украинских землях, и ставшим частью национального правосознания украинцев. Когда роды были изолированы друг от друга, правители родовых общин могли судить только членов этих общин. Относительно членов других родов применялись другие меры, основанные на принципе талиона, в том числе кровная месть. С прекращением изоляции родов подсудность общинных судов расширялась. Родовые общины начали сотрудничать друг с другом в сфере судопроизводства с целью обеспечения спокойствия, справедливости и мирного сосуществования.

Правовые обычаи, которые определяли порядок осуществления общинного правосудия, были первыми украинскими процессуально-правовыми нормами. Выдающийся украинский историк права А. Яковлев считал, что определяющая роль в общинном судопроизводстве принадлежала пострадавшему. С развитием культуры изолированность семей постепенно исчезла. Стали возникать новые формы семей, которые строились на основе доброжелательных отношений между соседями. Кровную связь постепенно начали менять другие связи: соседские, территориальные, племенные.

В этот исторический период неограниченные акты мести, которые ранее приводили к постоянной борьбе и уничтожению целых семей, стали считаться вредными для спокойствия и порядка. Поэтому возникали первые правовые нормы в форме обычаев, которые поставили акты мести под определенный контроль со стороны общества, ограничили возможность применения мести, позже заменили денежным наказанием и, наконец, с организацией государства вовсе запретили. Эти нормативные правила и ограничения стали первыми украинскими процессуально-правовыми нормами. Как и при кровной мести, главная активная роль в общинном судопроизводстве принадлежала потерпевшему, которым сначала была семья, а затем отдельные особи. Ограничительные и контролирующие месть правила регламентировали действия потерпевшего, который искал своего обидчика и мстил ему. Поэтому древние памятники права уделяли большое внимание установлению правил розыска преступника и компенсации ущерба пострадавшему.

Украинский ученый А. Левицкий, обосновывая свою теорию происхождения правового обычая поволання (процессуальное действие, которое заключалось в сообщении жителей определенной местности о факте совершения преступления), писал: "«се має бути пережиток звичаєвого права дуже давньої доби, коли публічне оголошення ймення вбивці над трупом забитого мало силу громадського присуду, що обрікав злочинця на жертву родинної помсти». В последующих исторических эпохах поволання изменило свой характер, трансформировавшись из своеобразного оглашения приговора общинного суда в обычное процессуальное действие копной судопроизводства, которое применялось на стадии предварительного расследования уголовного дела.

Обычные процессуально-правовые нормы определяли статус потерпевшего и их применение. «Свод», «гонения следом», «сок» — это средства, с помощью которых потерпевший искал преступника, краденую вещь, «лицо». Однако этими следственными действиями процессуальные полномочия пострадавшего не завершались. Поймав преступника, найдя притом и «лицо» и свидетелей, потерпевший должен был не только предоставить в общинном суде все доказательства, но также привести на заседание общинного суда своего обидчика. Для выполнения этой задачи он имел право даже применять силу. Подобный подход использовал также древнеримский правовой акт «Законы XII таблиц».

Таким образом, догосударственное судопроизводство восточных славян было одной из первых форм выражения попыток праукраинцев достичь правды и справедливости. Оно было основой, на которой началось формирование процессуального права Киевской Руси. Отдельные особенности судебного процесса, заложенные в догосударственном периоде, были присущи украинскому судопроизводству даже в позднем Средневековье.