Коллизионный принцип в регулировании правоотношений частноправового характера в торговом мореплавании |
Сегодня нет сомнений в необходимости выделения в правовой науке области морского права. Не умаляя значения публично-правовых основ в этой области, необходимо заметить, что не менее интересные и разнообразные вопросы применения норм морского возникают именно при рассмотрении проблем частноправового характера, а именно тех, которые вытекают из осуществления частными сторонами деятельности, связанной с торговым мореплаванием. В частности, это касается права, подлежащего применению к тем или иным отношениям частноправового характера в торговом мореплавании. В состав международного морского частного права каждой страны входят коллизионные нормы его внутреннего права, а также материальные нормы, унифицированные в порядке заключения ею международных конвенций. Здесь речь идет о двух разных методах регулирования отношений с иностранным элементом в рамках одной отрасли права. Достаточно распространенным методом является унификация норм о том или ином виде правоотношений в международных конвенциях, однако они не всегда снимают коллизионное вопросы через неполноту и ограниченное количество. При таких условиях сохраняется задача разработки и совершенствования коллизионных норм. В сфере международного торгового мореплавания большое распространение получил коллизионный принцип «автономии воли сторон» (lex voluntatиs). Автономию воли нельзя считать источником международного частного права, поскольку возможность выбора закона зависит от законодательства данного государства, что предполагает такой выбор и определяет границы автономии воли сторон. Возможность широкого применения этого принципа к отношениям сторон по договору фрахтования судов и многих других основана на том, что национальные законодательства, регламентирующие международные перевозки грузов на условиях чартера, а также отношения сторон по некоторым другим договорам в сфере судоходства, либо содержат в основном диспозитивные нормы , либо вообще не содержат каких-либо норм по этому вопросу. Специфика правоотношений, складывающихся в торговом мореплавании, обусловливает наличие в морском праве некоторых специфичных, только морскому праву свойственных, коллизионных привязок. Таким принципом является прежде всего — принцип закона флага (lex flagi). Согласно этому принципу, морское судно в открытом море находится вне сферы юрисдикции любого государства, кроме закона флага. Поэтому споры, связанные с правонарушениями, совершенными на морском судне в открытом море, или другие споры, возникающие из за отношений между членами экипажа (например, распределение между ними спасательного вознаграждения), решаются по закону флага. В морском праве применяется и закон места заключения договора (lex locи contractus). Применение этого принципа к договорным отношениям, которые возникают в торговом мореплавании, обусловлено тем, что место заключения договора, как правило, легко установить. Договоры по фрахтованию судов, заключаются, как правило, между представителями судовладельца и фрахтователя в определенном месте, которое указывается в договоре. Принцип закона места заключения договора обеспечивает применение в ряде случаев личного закона как фрахтователя, так и фрахтовщика. Определенное значение в морском праве имеет принцип закона порта назначения (lex locи solutиonиs). Эта коллизионная норма происходит из принципа закона места исполнения договора. Принцип закона порта назначения применяется при определении права, применимого к договору морской перевозки грузов и договора фрахтования в судебной практике Германии и некоторых других стран. Широкое распространение в морском праве имеет принцип закона места правонарушения (lex locи delиctи commиssи), определяющий в ряде случаев право, которое подлежит применению при столкновении судов и спасании судов в территориальном море. Кроме указанных в морском праве используется также принцип приговора суда (lex forи). Выводы. Морскому праву присущи коллизионные привязки как общего международного частного морского права, так и специфические, относящиеся только к морскому частному праву: закон порта назначения, закон флага и др. |