07 июля, 2022
Четверг

Понятие и развитие международного уголовного права

Для устранения проблем межгосударственных отношений международного права самым результативным механизмом является прочное международное сотрудничество, совокупность юридических норм, обеспечивающая их равномерность исполнения.

Именно средства международного права укрепляют формы межгосударственного сотрудничества, определяют права и обязанности, а также характер ответственности. В настоящее время международное право оценивается в качестве средства, избавляющего людей от общечеловеческих проблем.

Руководители государств ведут борьбу против организованной международной преступности на двусторонней многоплановой основе, осознавая территориальность и многостороннее сотрудничество, и при этом высоко оценивают законы сотрудничества и уважительно относятся к правам человека.

В настоящее время государства серьезно озабочены проблемой угрозы миру и безопасности человечества, так как международная преступность достигла наивысшей точки, международная организованная преступность осложнена до такой степени, что полностью изменила концепцию современной безопасности, будущее человеческого общества зависит от того, в какой степени эффективно будет проводиться борьба против этого явления.

Распространение наркотических средств, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, терроризм, религиозный экстремизм принуждает объединиться международное сообщество.

Так, как международное уголовное право включает в себя не только терроризм и наркотизм, но и геноцид, грубое нарушение прав человека, военные преступления, агрессивные действия.

Н.И. Костенко отметил, что состояние международной преступности в мире достигло такого развития, что подрывает мировой правопорядок.

Известно, что преступность имеет глубокие корни.

В начале развития международного уголовного права правители государств составляли двусторонние соглашения по поимке преступников. Из исторических источников известно, что в XIII веке до нашей эры между Египетским фараоном Рамзесом и царем Хетта Хаттусилом III было принято двустороннее соглашение по борьбе с международной преступностью, где были и статьи по поимке беглых рабов. С развитием международной преступности, международное уголовное право прошло несколько этапов развития.

В результате этих процессов международное уголовное право приняло абсолютно антивоенную форму, возросли договорные нормы, созданы новые институты, а также демократизация и возрастание влияния международного уголовного права. Межгосударственное сотрудничество по борьбе с международной преступностью воплотилось в один институт правовых норм и в международно-правовой доктрине получило название международного уголовного права. Современное уголовное право предупреждает преступность, оказывает взаимопомощь по уголовным делам, обеспечивает неизбежность наказания, является сборником норм правил поведения межгосударственных юридических отношений.

Нужно отметить, что современное уголовное право начало свое развитие с созданием ООН, и учреждением Трибунала в 1945 г. по нацистским преступлениям. Нужно ещё сказать, что до данных событий были принят ряд важных документов.

Известно, что в Женеве 1927 г. на уровне Лиги Наций было принято постановление по разрешению международных конфликтов мирным путем и Декларация 1927 г. о запрещении Агрессивных войн. На основе данных международных документов в 1928 г. в Париже принят Пакт «Национальная политика как — средство отказа от войны». Однако, комплекс юридических норм обеспеченный соответствующим международно-правовым санкционирующим механизмом, а также создание международных органов юстиции пришлось на послевоенные годы.

Уставы Нюренбергского и Токийского Трибуналов признаны в качестве первоначальных международных уголовных и уголовно процессуальных кодексов в истории человечества, и даже являются основными источниками международного уголовного права.

М.Д. Шаргородский писал: «Некоторые нормы Устава Трибунала, выйдя за рамки обычного международного договора, исполняют роль права для всех стран».

Со времени создания ООН в развитии международного уголовного права начинается новый этап, начиная с этого времени и до сегодняшних дней уголовное право совершенствовалось. Если обратить внимание на современный механизм сотрудничества государств по борьбе с международным преступлением, то можно заметить, что развивающиеся государства активно сотрудничают, и развивают правовые формы и принимают активное участие в их усовершенствовании. В процессе этого сотрудничества государства выполняют следующие задачи:

  • межгосударственное согласование о группировке в качестве преступлений международного характера преступлений представляющих опасность для нескольких или же всех государств;
  • централизовать мероприятия по предупреждению и прекращению преступлений международного характера;
  • осуществлять правовой суд над преступлениями и преступниками;
  • обеспечить неотвратимость наказания за преступления;
  • выдача преступников, в случае необходимости оказания правовой помощи, по уголовным делам.

Вышеуказанные задачи осуществляются при содействии и международных и национальных правовых средств. При этом суверенные права государств остаются неприкосновенными. Так, как основные проблемы борьбы с преступностью в каждом государстве являются его внутригосударственными делами. Правовая доктрина развитых государств исходит из того, что международный уголовный суд, эффективно использованный для осуждения немецких и японских военных преступников и нацеленный для борьбы против преступлений направленных против человечества, и в соответствии с Конвенцией о предупреждении апартеида и наказании за это преступление не может быть применён относительно внутригосударственного суда.

Государства составили международные договоры в вопросах централизации действий в борьбе против преступлений международного характера и оказания правовой помощи по уголовным делам.

Обратилось в правило принятие специальных международных Конвенций относительно группы схожих по составу преступлений.

К таким преступлениям относятся международная Конвенция о борьбе против изготовления фальшивых денежных знаков, единая Конвенция о наркотических средствах, Конвенция о борьбе против незаконного завладения воздушными судами, Конвенция о борьбе против незаконных актов направленных против безопасности гражданских воздушных судов, Конвенция о предупреждении преступлений против лиц пользующихся дипломатической зашитой и о наказании за такие преступления и также некоторые другие действующие Конвенции. На стадии готовности Конвенция о запрещении сбора наёмников, их использовании, снабжение их средствами и обучение терроризму.

Нормы о некоторых проявлениях преступлений международного характера включены в международные договоры, охватывающие более широкие по содержанию проблемы. Например, вопросы борьбы против пиратства предусмотрены в ряде статей Конвенции об открытом море. Правовые отношения, связанные с оказанием правовой помощи по уголовным делам, регулируются нормами многосторонней международной Конвенции о борьбе против преступлений международного характера или специальными договорами о правовом сотрудничестве. Придаётся особое значение составлению двусторонних договоров об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам между развитыми и некоторыми другими государствами. Первые такие соглашения относятся к концу 50-хгодов.

Содержание действий правовой помощи очень разнообразно. Здесь имеются в виду: проведение обысков, изъятие и выдача вещественных доказательств, выдача документов, проведение экспертизы, допросы обвиняемых, свидетелей, экспертов, судебная проверка.

Государства, где особенно строго определено отношение к вопросам выдачи преступников, оказывают взаимную правовую помощь, путём исполнения обязательств о реализации судебных действий.

Поимка преступников, осуществление уголовного расследования привлечение к уголовной ответственности или исполнение относительно них приговора, выражает акт правовой помощи одного государства (запрашиваемая сторона) второму государству (запрашивающая сторона).

В договорах описаны правила поимки преступников. Как обусловлено в них: на основании законодательств двух сторон за деяние, считающееся преступлением, предусмотрено лишение свободы сроком более одного года или ещё более тяжелое наказание (в некоторых договора: на срок не ниже одного года).

Обстоятельства, при которых невозможна выдача преступников:

  • если преступник является гражданином запрашиваемой стороны;
  • если преступление совершено на территории запрашиваемого государства;
  • законодательством запрашиваемого государства не предусмотрено возбуждение уголовного дела или невозможно исполнение приговора из за срока давности либо других оснований;
  • если государственный орган запрашиваемого государства ранее вынес приговор относительно лица совершившего преступление, или приостановил расследование по делу;
  • если преступление по законодательству обоих государств рассматривается как частное обвинение.

Правила о невыдаче своих граждан, являющиеся общим для всех договоров о правовой помощи, совершенно ясно зафиксировано в Законе о гражданстве многих государств.

В многосторонних конвенциях о борьбе против преступлений международного характера государства, к которым обратились с требованием о выдаче преступников, не являются юридически обязанными. Однако государства-участники Конвенций взяли обязательства о выдаче преступников совершивших преступления международного характера на их территориях. И даже в том случае, когда нет специального договора между государствами о выдаче преступников, каждая из этих многосторонних Конвенций может рассматриваться в качестве юридического основания для выдачи лиц совершивших такие преступления. В двусторонних соглашениях о преступлениях международного характера могут быть даны ещё более жёсткие инструкции.

Так, Международное уголовное право, регулируя с международно-правовой стороны вопросы борьбы против международной преступности являющейся самой опасной угрозой появившейся в межгосударственных отношениях, прошло несколько этапов в своём историческом развитии.

Современное Международное уголовное право, беря начало своего развития с начала создания ООН предусматривает ряд направлений в деле искоренения международной преступности, таких, как обеспечение неотвратимости наказания для лиц, совершивших международные правонарушения, определение единых международно-правовых стандартов в борьбе против международной преступности, регулирует такие вопросы, как оказание и развитие правовой помощи.