Сотрудничество государств в борьбе против международных преступлений |
Международные преступления, являясь, одним из самой опасных видов международных правонарушений оцениваются как серьёзная угроза миру и международной безопасности. Международные преступления в качестве международных правонарушений определяются исходя из ряда особенностей, например таких, как направленность преступления против международного мира и безопасности, привлечение к международной уголовной ответственности наряду с государствами и руководителей государства, связанности действия механизма наказания не только на уровне национальной юрисдикции, но и на уровне юрисдикции международных органов юстиции. В настоящее время к международным преступлениям отнесены геноцид, агрессия, военные преступления и преступления направленные против человечества. Происходящие в настоящее время в мире, события и действия, противоречащие международному праву, например агрессивные действия США, грубые нарушения прав человека происходящие в различных уголках мира (например, на бывшей территории Югославии) являются международными преступлениями для борьбы, против которых обеспечение сотрудничества государств — одна из самых актуальных, стоящих на повестке дня задач. Так, как эффективность нейтрализации угрозы международного преступления, в виде серьёзной угрозы миру и международной безопасности, определяется практическое значение международного права. Одной из центральных проблем международного сотрудничества в борьбе против международных преступлений является создание единого понятия и классификации международных преступлений и формирование единых национальных практических мер против международных правонарушений, считающихся международными преступлениями. На первый взгляд, существует целый ряд универсальных Конвенций, которые могут дать определение международным преступлениям, наконец, вопрос борьбы, против международных преступлений закреплены не только общемировыми договорами, но они имеются и в региональных механизмах сотрудничества. Но сейчас задачи обеспечения уголовной ответственности за международные преступления не решаются из-за некоторых имеющихся проблем. Основная среди этих проблем — достижение единого соглашения между суверенитетами государств и гуманитарным вмешательством. Известно, что международное право создается в результате отказа государств от некоторой части своего суверенитета и создания единого правопорядка. Шаги международного сотрудничества направленные в данном едином, важном направлении в борьбе против международных преступлений привела к заявлению претензий и возмущений в мире. Созданный на основании решения Совета Безопасности Трибунал по грубым нарушениям прав человека, совершенным на территории бывшей Югославии, явился причиной претензий некоторых государств, не являющихся членами Совета. Также, Трибунал созданной по причине преступлений, совершённых на территории бывшей Югославии, за отказ от привлечения лиц к уголовной ответственности на уровне внутренней национальной юрисдикции имеются случаи беспричинного, не имея на то оснований, нанесения ущерба суверенитету государств с более развитым уголовным законодательством. Отсутствие в настоящее время концепции, удовлетворяющей все государства, по суверенитетам государств и вмешательству на международно-правовом уровне, в борьбе против международных преступлений видится в нератифицированности Статута Международного Уголовного суда большинством государств мира. Определено, что юрисдикция Международного Уголовного суда вступает в действие в случае невозможности привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц на уровне национальной юрисдикции. В Статуте Международного Уголовного суда очень точно, конкретно и полно представлен перечень уголовных преступлений, что даёт возможность унификации законодательств государств по этим международным преступлениям. Неосуществление ратификации Статута Международного Уголовного суда всеми государствами сводит, на нет обеспечение одной из важнейших целей сотрудничества государств в борьбе против международных преступлений — неотвратимости наказания. Центральной проблемой в деле обеспечения сотрудничества государств в борьбе против международных преступлений это определение видов международных правонарушений, являющихся международными преступлениями. Надо сказать, что в этом плане имеются различные мнения. Был создан целый ряд международных договоров и соглашений по борьбе против международных преступлений, рассмотрены многие грани и стороны сотрудничества, в том числе имелись в виду задачи придания единого определения международным преступлениям. Но, сегодня, процесс кодификации международных преступлений продвигается очень туго. Так в кодексе преступлений против мира и безопасности человечества в перечень международных преступлений наряду с агрессией, геноцидом, военными преступлениями, преступлениями против человечества включён и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Учитывая, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, обращение порнографических материалов преследуются в качестве преступлений международного характера на уровне национальной юрисдикции, то сами собой понятны причины того, что Кодекс всё ещё находится в стадии проекта. И очень жаль, что проблемы в борьбе против международной преступности, в обязательном порядке, не только сведут на нет темпы создания и действия международно-правовых норм, но и отрицательно скажутся на эффективности действий институциональных механизмов. По нашему мнению, усовершенствуя механизмы сотрудничества государств в деле искоренения международных преступлений необходимо усовершенствовать весь механизм в целом, а не только одну из его сторон. Одна из достойных внимания сторон в борьбе против международных преступлений усовершенствование, наряду с международно-правовыми основами и деятельности соответствующих институциональных структур. В первую очередь усовершенствование должно коснуться деятельности ООН. Обеспечение международного мира и безопасности в региональной системе всеобщей безопасности должно быть осуществлено с соблюдением нижеследующих правил: действия, предпринимаемые на региональном уровне должны соответствовать целям и принципам ООН, должны осуществляться в пределе границ этого региона, меры принуждения должны осуществляться только с согласия Совета Безопасности, конфликты между государствами этого региона должны осуществляться только мирным путем, Совет Безопасности постоянно должен быть информирован о всех действиях предпринимаемых в регионе, все действия и мероприятия в региональной сфере должны соответствовать универсальной системе всеобщей безопасности. Использование вооружённых сил в сфере универсальной системы обеспечения всеобщей безопасности в борьбе против терроризма, осуществлен с разрешения Совета Безопасности после террористических диверсионных актов совершённых в США. В целях прекращения террористической деятельности в Афганистане со стороны антитеррористической коалиции были предприняты военные действия и прекращена открытая деятельность международной террористической организации «Ал-Каида» и уничтожены базы подготовки террористов. На территории бывшего СССР активизировалась деятельность террористических групп экстремистского характера, и эти группы, устроившись в горных местностях, ведут свою подготовку. В связи с этим, государства-члены СНГ не должны ограничиваться оказанием взаимопомощи только в правовых вопросах, когда требуется осуществление комплексных операций, направленных на уничтожение террористических групп, с привлечением вооружённых сил. Следующая мера в обеспечении принципа невмешательства во внутренние дела государств, ещё большей эффективности действий ООН — более подробное и точное изложение в соответствующих правовых документах порядка проведения миротворческих операций. Как известно, ещё не существует документ подробно регулирующий, с правовой точки зрения, миротворческие операции, осуществляемые по инициативе Совета Безопасности. Но здесь проявляется беспрестанная международно-правовая инициативность государств. В одном из проектов, который был представлен Российской Федерацией, даны конкретные определения мандата ООН по сохранению мира и оказанию гуманитарной помощи, определены право самообороны миротворческих сил, следование соответствующим позициям нейтралитета при миротворческих операциях, принципы невмешательства во внутренние дела государств — участников конфликтов. Думается, разработка международно-правового документа подкрепляющего осуществление миротворческих операций Советом Безопасности ООН ещё более повысит степень обеспечения принципа невмешательства во внутренние дела государств. Один из важных шагов в деле обеспечения принципа невмешательства во внутренние дела государств, в сфере ООН — реформирование Совета Безопасности. Потребность усовершенствования механизма исполнения на практике, принципа невмешательства во внутренние дела государств исходит, по нашему мнению, от несоответствия состава Совета Безопасности реальному положению современной геополитической, геосоциальной карты. Известно, что Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов. Китайская Народная Республика, Франция, Россия, Великобритания и Объединённое Королевство Северной Ирландии, и Соединённые Штаты Америки являются постоянными членами Совета Безопасности, остальные 10 членов избираются Генеральной Ассамблеей из состава членов ООН, учитывая при выборе долю их участия в достижении целей ООН, а также обращается внимание на справедливое географическое распределение. На сегодняшний день распределение выглядит следующим образом: от государств Азии и Африки — 5 членов, от Восточной Европы — 1 член, от Латинской Америки и Бассейна Карибского моря — 2 члена, от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии — 2 члена. По нашему мнению, упомянутый состав Совета Безопасности должен быть реформирован следующим образом:
В заключение можно заметить, что современная динамика принципа невмешательства во внутренние дела государств ставит новые проблемы перед мировым сообществом. Эти проблемы определяются необходимостью принятия соответствующих мер к всё более усиливающемуся международному терроризму, потребностью урегулирования гуманитарных операций, отсутствием важного фактора в исполнении международного права, обеспечиваемого противостоянием двух мировых систем. Поэтому, целесообразно реформировать состав ООН с сохранением его статута универсального органа в обеспечении мира и международной безопасности в мире. Так, как эти реформы, в настоящее время, должны выражать политический, экономический, и другие виды потенциалов государств расположенных на карте мира. |