07 июля, 2022
Четверг
Главная Правовая информация Права потребителя Советы потребителям, права которых нарушены

Советы потребителям, права которых нарушены

Все мы, независимо от возраста, пола, образования, должности или социального статуса, являемся потребителями различных товаров и услуг. Но знаем ли мы, потребители, свои права? Умеем их защищать и отстаивать?

Совет 1

Первый совет потребителю, так сказать, первая заповедь — всегда необходимо сохранять документы, подтверждающие факт купли-продажи: договоры, квитанции, чеки, жетоны, акты выполненных работ, свидетельства субъектов предпринимательской деятельности, правила (например, правила страховой деятельности) , рекламные обещания в газетах, буклетах, фотографии, видеокадры, диктофонная запись, медицинские документы, рецепты и т.д. Из документов, которые в бумажном виде, следует обязательно сделать ксерокопии. Чем больше будет у вас таких документальных доказательств, тем больше шансов на успех вы имеете при отстаивании своих прав потребителя в случае их нарушения.

Совет 2

Если права потребителя уже нарушены.

Шаг первый. Сразу необходимо написать заявление-претензию о нарушении с требованием о восстановлении права в адрес руководителя организации-нарушителя (директора магазина, руководителя компании и т.д.) или на имя частного предпринимателя.

Золотое правило: это заявление необходимо сделать не в устной форме, а написать в двух экземплярах; передать заявление нарушителю и попросить отметку о вручении (в канцелярии, у секретаря, в соответствующих должностных лиц и т.п.), а именно чтобы проставили входящий номер, дату, фамилию и должность лица, принявшего документ, и (желательно) штамп или печать этой организации. В случае отказа в принятии заявления или непредоставления подтверждения в его получении (отметку не делают, но обещают разобраться), необходимо это заявление направить на этот адрес по ПОЧТЕ, с уведомлением о вручении.

Шаг второй. Если заявление о нарушении прав не было принято и / или рассмотрено, не был предоставлен ответ или ответ оказался отрицательным, необоснованным и незаконным, а проведенные переговоры с руководством учреждения не привели к возобновлению нарушенного права потребителя и удовлетворения ваших требований, необходимо написать жалобу в Государственное управление по делам защиты прав потребителей, которое есть в любом областном центре Украины. Эта жалоба, как и все другие жалобы, должна быть подготовлена и представлена согласно вышеприведенному золотым правилом.

Шаг третий. Если жалоба в управление по делам защиты прав потребителей не была удовлетворена и вам предоставлен письменный ответ, согласно которому этот государственный орган не смог помочь восстановить ваши потребительские права и заставить нарушителя удовлетворить требования потребителя, можно обращаться в суд. Исковое заявление в этом случае не уплачивается судебным сбором (ранее — государственная пошлина), однако, прежде чем идти в суд, обратитесь к квалифицированному опытному адвокату. Адвокат должен пересмотреть все материалы дела, доводы, возможных показаний свидетелей и т.д. И если правовед подтвердит вам факт нарушения законных прав и наличие всех необходимых доказательств, можно обращаться в суд. Важно также получить от юриста информацию относительно практики судебного разбирательства.

Совет 3

Помощником в каждом доме должен быть Закон Украины «О защите прав потребителей», поэтому советуем приобрести его, чтобы всегда был под рукой. Если такого закона в доме нет, то с ним можно ознакомиться в любом магазине или учреждении по оказанию услуг — настенный «Уголок потребителя». Законодательство специально предусмотрело необходимость такого «угла» для информирования потребителей и обязало всех украинских предпринимателей сделать такое убранство своего заведения. Кроме Закона Украины «О защите прав потребителей», в «Уголке потребителя» должна размещаться информация и о соответствующих телефонах и фамилии должностных лиц государственных органов по вопросам защиты прав потребителей, к которым можно обратиться с жалобой, и другие полезные сообщения. Например, в указанных «уголка потребителя» должны быть утверждены в установленном порядке «Правила ...» и порядок торговли непродовольственными товарами, правила торговли отдельными группами товаров, например, хлебобулочными изделиями, правила торговли на рынках и т.п. Эти нормативные акты более детально регламентируют правоотношения в соответствующих сферах и помогут потребителям лучше ориентироваться в той или иной ситуации.

Помните: при ознакомлении с Законом «О защите прав потребителей» следует убедиться, что именно последнюю его редакцию вы держите в руках, поскольку в конце 2005 года в настоящий Закон были внесены существенные изменения. Поэтому необходимо руководствоваться новейшей (в настоящее время — за март 2007 года) версии закона от 01.12.2005.

Совет 4

Украинским законодательством также предусмотрен дополнительный стимул для потребителей в случае нарушения их потребительских прав — право на возмещение морального ущерба. Это является перспективной нормой и потребителям необходимо знать о ней и пользоваться этим правом, в том числе для того, чтобы нарушители прав помнили, что, кроме материальных затрат, они должны будут возмещать потерпевшему также и моральный ущерб — за пережитые стрессовые ситуации и т.д. Но пользоваться указанным правом надо не злоупотребляя.

Согласно ст.1167 Гражданского кодекса Украины «моральный вред, причиненный физическому или юридическому лицу неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью, возмещается лицом, его причинившим, при наличии его вины, кроме случаев, установленных законом».

О моральном ущербе (связанным с потерей здоровья, времени, соответствующих возможностей и т.п.), которой вам нанесен действиями нарушителя, желательно упоминать уже в первом заявлении о восстановлении своих прав, а также при написании жалобы в Управление по делам защиты прав потребителей. Возможно, при доброжелательном и честном отношении к потребителю нарушитель-предприниматель, который дорожит своим именем, оплатит некую умеренную сумму для возмещения моральных страданий потребителя и без обращения последнего в суд.

Размер морального вреда, который может быть уплачен, не регулируется законодательством — нет ни его минимума, ни его максимума, поэтому вы сами устанавливаете денежную сумму, но размер этой суммы должен быть разумным и обоснованным. Это означает, что не нужно указывать какие-то космические суммы в миллионах гривен, беря пример с богатой Америки, ведь априори ясно, что они не будут возмещены в Украине.

Перечень страданий и потерь, что пострадавший потребитель указывает в своих заявлениях, жалобах, исках в суд, необходимо будет доказывать. Поэтому нельзя просто написать: «мне был нанесен большой моральный ущерб». Это утверждение обязательно должно быть обоснованным. Как доказать причинение морального вреда? Во-первых, его надо тщательно описать. Во-вторых, если нравственные страдания вызвали ухудшение состояния здоровья, необходимо обратиться к врачу и иметь подтверждение обращения и соответствующего назначения лечения, чеки о покупке необходимых лекарственных средств. В дальнейшем это будет доказательством факта вызванного морального вреда и поможет получить более крупную сумму возмещения.